ИЗ: http://www.edc.samara.ru/~school156/roditeli.html
Данные исследований школьного психолога Мухиной Юлии Робертовны
Рекомендации родителям, которые помогут лучше организовать общение с ребенком
Радуйтесь вашему сыну, дочке.
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
Установите четкие и определенные требования к ребенку.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите четко и ясно.
Будьте терпеливы.
Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
Чаще хвалите ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения.
Не теряйте чувство юмора.
Играйте с ребенком в разные игры.
Чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.
Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ ДЕТЕЙ
- Не торопитесь баловать меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Мне это иногда необходимо. Это помогает мне находить себя.
- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно стремиться к тому, чтобы во всех случаях оставить последнее слово за собой, даже когда точно знаю, что не прав.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, как вы поступили со мной.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет это в привычку использовать вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Мне это неприятно. Если вы сделаете замечание с глазу на глаз, проку буде больше.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. В это время мой слух притупляется, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Лучше, если вы попытаетесь сделать это позднее.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда сам не знаю, почему я поступаю так, а не иначе. Иногда вы сами можете сказать о себе тоже самое.
- Не используйте информацию, которую я вам доверил, в качестве упрека. Я перестану вам рассказывать о своих ошибках.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.
- Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
- Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
- Не стройте из себя идеальных, а будьте такими, какие есть, и старайтесь быть лучше.
- И, кроме того, помните, что я вас люблю. Пожалуйста, ответьте мне любовью…
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
по результатам тестирования
(исследовалась школьная мотивация среди учащихся 1-х классов)
- не показывать ребенку свою озабоченность его учебными делами (искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, смещать акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, экскурсии и походы, но не фиксироваться на локальной области неуспеха – на содержании обучения);
- организовывать совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, «вдалбливающего» знания нерадивому ученику;
- создавать условия для поддержания новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности);
- развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач;
- обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха;
- не допускать, чтобы ребенок был замкнут на своих неудачах (ему необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутвердиться, а это впоследствии скажется и на школьных делах);
- снизить ценность школьных оценок (но не знаний);
- привлекать ребенка к участию в кружке с познавательной направленностью (особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь из старших ребят).
Технология нейтрализации агрессивных проявлений
у детей и подростков
Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии:
- простое игнорирование реакций ребенка/подростка;
- выражение понимания чувства ребенка: «Я понимаю. Что тебе обидно»;
- переключение внимания или предложение какого-либо задания;
- позитивное обозначение поведения «Ты злишься, потому, что ты устал».
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что- то другое. Игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения.
Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка или подростка
Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Часто дети, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных». Самое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от ребенка или подростка агрессивного поведения, тем самым провоцируя его. Необходимо проводит четкую границу между поступком и личностью.
Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции
Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:
- не подкрепляет агрессивное поведение;
- демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
- сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Правило 4. Не усиливайте напряжение ситуации
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - снизить напряжение ситуации.
Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя:
- повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
- демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы, мимика, жесты;
- сарказм, насмешки;
- оценка характера ученика, его личности, личностей его родителей или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему;
- настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди;
- угрозы или наказания;
- оправдания, защита;
- обобщение «Все вы одинаковы»;
- придирки;
- передразнивание;
- сравнение ребенка /подростка с другими детьми/ подростками;
- команды, жесткие требования, давление;
- подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама его причина.
Правило 5. Обсуждайте поступок
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать это нежелательное поведение всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.
В ситуации конфликта стороны возбуждены и невозможно достичь конструктивной договоренности. В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с минимальным количеством слов. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и стороны успокоятся.
В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе (или в семье). При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребенка /подростка, а к тем правилам, которые он нарушил. Также важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и, прежде всего, для самой личности.
Правило 6. Сохраняйте положительную репутацию
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту, поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель – сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребенком /подростком, становятся самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку /подростку выполнить требование взрослого по-своему;
- предложить ребенку /подростку компромисс, договор со взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении, т.е. на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что Вы хотите, но и Вашим способом, можно спровоцировать новый вид агрессии.
Правило 7. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. В ситуации столкновения (агрессии) обе стороны теряют самообладание. Возникает дилемма: бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом на основе паритета.
В ситуациях повседневного общения с детьми и подростками необходима демонстрация альтернативного поведения их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребенка, тем более неагрессивным должно быть поведение взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.
Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы:
- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм-аут – предоставление возможности ребенку /подростку успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора (не насмешек!);
- признание чувств и интересов собеседника;
- сообщение своих интересов;
- апелляция к правилам и т.д.
наибольшая польза от этих приемов в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведение. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий